convaliya (convaliya) wrote,
convaliya
convaliya

Category:

Взрыв ракеты - большой успех Илона Маска

Из интервью Юлии Латыниной.

"Я не могу не начать с запуска космического корабля Starship, вернее, прототипа, который запустил 10 декабря Илон Маск. При этом практически все новостные сообщения об этом событии выглядели одинаково, что, дескать, прототип ракеты Starship полетел, но взорвался на летных испытаниях. Не сумел погасить скорость, разбился при попытке вертикальной посадки. Действительно, если вы посмотрите видео, вы увидите, что корабль поднимается на 12 километров, включает двигатели, включаются только два из двух, ракета снижается. И долбанулась она со страшной скоростью, казалось, что прямо в середине посадочной площадки. Но сейчас видно, что все-таки она долбанулась с края и взорвалась.

Так вот я хочу вам доложить, что это всё фигня. Что ракета взорвалась, это не важно, потому что не это испытывали...

Чтобы читатель представлял себе, что такое Starship. Это вторая ступень ракеты, то есть то, что непосредственно будет забрасываться в космос. И она высотой с 16-этажный дом, а диаметром она 9 метров. И полезная нагрузка — 100-150 тонн. То есть у нее герметизируемый объем больше, чем у «Боинга-747». Илон Маск в разное время называл разные размеры этого объема. От проекта к проекту он меняется, но, в принципе, это по одним данным — 825 кубических метров, по другим — до 1100 кубических метров. Чтобы было понятно «Боинг-747» — это 610 кубических метров.

Вот эта штука летела в космос. И основная разница между Starship и даже остальные ракетами Маска: та, что Starship, должна быть полностью многоразовой. Причем должен быть многоразовый быстро, должен работать как самолет. Спустился назад, заправился — полетел снова.

В одном из своих интервью Маск сказал, что он должен летать 3 раза в день. То есть Шаттл, он тоже бы многоразовый, но его надо было полгода готовить к запуску. И цена подготовки была сравнима с ценой постройки обычной ракеты. А здесь речь идет о корабле, который откроет доступ в космос для всех...   цель Маска — миллион человек на Марсе...

Откуда деньги? Всё оттуда же, из космоса. Потому что та самая система глобальной спутниковой связи Starlink, принесет Маск несколько десятков миллиардов прибыли... Кроме того этот Starship можно будет использовать как самолет, то есть летать с земли на землю. И от Нью-Йорка до Парижа — 30 минут. От Лондона до Гонконга — 34 минута.

До Марса один Starship, утверждает Маск, сможет довести 100 человека. А по маршруту земля-земля, он готов перевозить 800 человек. Это всё планы пока. Но мы видим, что пока все планы Маска, которые он обещал, всё совершенно невероятные вещи, которые он обещал, они реализуются.

И, собственно, о том, какую задачу решат тест 10 декабря. Вовсе не посадка корабля это была. Это было бы, конечно, приятно, если бы он сел, это бы была вишенка на тортике. Но Маск тестировал абсолютно новый принцип маневра космического корабля при посадке.

Как я уже сказала, Starship — это две ступени. Первая будет называться Super Heavy. Она, в принципе, сделана так же как Falcon 9. У нее будет 28 или 29 двигателей. И вот как раз те самые новые двигатели Raptor, которые на метане.

Вторая ступень Starship будет иметь 6 двигателей Raptor. 3 — оптимизированных под выход из атмосферы, и 3 — оптимизированных под посадку. Соответственно, будет два набора баков с окислителем и горючим. Один для взлета, другой для посадки. Потому что перед началом посадки баки должны быть полные, иначе двигатель не включится.

И, соответственно, как он садится? Вот то, что никогда никто не делал. Он, естественно, разворачивается двигателями против движения, находясь на орбите, замедляется, сходит с орбиты. Набирает скорость, входит в атмосферу, причем это очень большая скорость в этот момент у него — около 8 километров в секунду. И, соответственно, при таких космических скоростях этот вход в атмосферу сравним у даром просто о бетонную стену. Соответственно, ракеты, которые сходят с орбиты, они в атмосфере просто разлетаются на куски и сгорают.

Что надо сделать, чтобы Starship не разрушился. Двумя способами. Это ионная защита с помощью теплового щита heat shield или просто включить двигатели и сбросить скорость. Естественно, что Маск использует комбинацию и того и другого. Потому что брюхо у этого корабля, половинка этого корабля покрыта жаропрочными пластинками, и при входе в атмосферу он поворачивается так, чтобы соприкоснутся с воздухом этими пластинами и чтобы это соприкосновение имело наибольшую площадь. То есть он в космосе летел двигателями вперед, теперь в атмосфере он падает брюхом вниз и контролирует свое положение 4 небольшими крылышками.

То есть он делает то же, что делают скайдайверы: он не летит, он падает. Как у скайдайвера, у парашютиста это контролируемое падение. Потом он снова переворачивается и садится уже на двигатели.

И вот этот маневр скайдайвинг 10 декабря и отрабатывали. Просто совершенно новая штука, которую никогда никто не делал. И если бы такого торможения, спуска не получилось, это значило бы, что всю концепцию надо было выкидывать на свалку, потому что не работает. А оно сработало. Более того, оно сработало совершенно невероятно. Мы видели, как он перевернулся и стал садиться, и мы могли видеть, что он достаточно медленно летит вниз, тормозится.

И когда он сел… разбился, тем не менее, это было продвижение намного дальше, чем можно было себе представить в самых смелых мечтах. Потому что я напоминаю, что Falcon 9 первый, пробный разбился — отклонился на 10 километров. А этот разбился, в общем, близко к центру посадочной площадки. То есть он сначала поднялся вверх, причем летел он несколько вбок, потом падал, тормозя брюхом и крыльями. И это контролируемое падение брюхом вниз инженеры Маска сумели рассчитать настолько точно, что умудрились прилететь с точностью до нескольких метров.

То есть математические модели, которые были у Маска и которые рассчитывали, как ведет себя корабль при падении вниз, притом, что никто никогда так еще не падал, это просто верх точности.

То есть это просто на наших глазах открывается этот новый космический фронтир. Потому что мысль о то, что через 20 лет человечество будет жить на Марсе, на глазах из области фантастики становится реальностью."

Tags: космос
Subscribe

  • (no subject)

    Мне не повезло с самыми важными вещами в жизни. Мне не повезло со здоровьем, и мне не повезло с браком, но я взяла себя в руки и просто решила жить…

  • (no subject)

    Жила-была бедная еврейская семья. Детей было много, а денег как всегда не хватало. Мать работала на износ – готовила, стирала и кричала, раздавала…

  • (no subject)

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments